Ресурсы.

Для открытия экспериментальных интегративных классов такого типа необходимы учитель начальной школы и учитель-дефектолог; учителя музыки, рисования, труда, физкультуры, прошедшие соответствующую подготовку по инклюзивному образованию, и готовые к разработке соответствующих программ; психолог, осуществляющий работу с родителями и, по запросу, с учителями.

Необходимы также две классных комнаты для ведения занятий по подгруппам; кабинет труда, оборудованный бытовыми приборами и инструментами, кабинет рисования, физкультурный и музыкальный залы. Отметим, что перечисленные ресурсы, не значительно превышают ресурсы, необходимые для ведения обычного класса начальной школы.

Средняя и старшая школа.

Что касается средней и старшей школы, несомненно, необходимо продолжить взаимодействие детей в интегративном классе, так как только совместная деятельность до конца школы позволит им сохранить контакты во взрослой жизни, что может быть основой для партнерства, например, при трудоустройстве. Однако эта задача представляется более сложной и нуждается в более детальной разработке, поэтому приведем только отдельные соображения, касающиеся этого периода.

В средней и старшей школе нарастает количество предметов-«специализаций», образовательные требования повышаются, и резко уменьшается количество предметов, где могут быть реализованы коммуникативные задачи.

Кроме того, в это время у детей образуются устойчивые дружеские связи. И если легко себе представить, например, ребенка с синдромом Дауна, которого позвала в кино группа товарищей, то с формированием личных дружеских отношений у детей с особыми потребностями возникают трудности. В этом смысле возможность выбора друзей среди детей со сходным уровнем развития (при одновременном наличии окружения из обычных сверстников) скорее улучшает социально-психологические перспективы ребенка с особыми потребностями.

В программе для «особых» детей должно быть сохранено отдельное преподавание базовых предметов: русского языка, математики, чтения (литературы). При этом, возможно, группы должны быть укрупнены, например, за счет объединения специальных подгрупп из параллельных классов.

Программы первого года преподавания предметов естественного цикла (биология, физика, химия, география) могут носить обзорный характер и быть максимально приближены к практическому опыту детей. Это сделает их более интересными для обычных детей и поможет им более осмысленно относится к изучению этих предметов в последующие годы, когда изучаемый материал будет все более абстрактным. А также они будут достаточно понятны для детей с особыми потребностями. Например, первый год преподавания географии может быть посвящен тому, что может увидеть человек, приехавший в ту или иную страну (т.е. природе, климату, рельефу, основным занятиям населения и т.д.).



К 7 классу дети могут быть разделены на естественную и гуманитарную подгруппы (с возможностью перехода из одной подгруппы в другую в дальнейшем). В каждой из подгрупп можно организовать углубленное преподавание предметов выбранного цикла и обзорное (в рамках общеобразовательной программы) преподавание остальных предметов. Дети с особыми потребностями, по возможности, могут посещать предметы обзорного цикла обеих подгрупп. При возникающих затруднениях можно предлагать им индивидуальные задания или заменить для них часть предметов уроками, направленными на профессиональную подготовку (РАБОТА в мастерских, например, швейной или керамической). Безусловно, нельзя требовать присутствия ребенка на уроках, в которых он не может реально принимать участия, приобретая при этом опыт игнорирования.

Кажется, что базой для продолжения интегративного процесса могли бы стать обязательные для всех детей уроки «Театра», проводимые два раза в неделю. Эти уроки должны включать полный цикл постановки спектакля, начиная от создания сценария, декораций, костюмов и кончая, собственно, выступлением на сцене. Такая совместная РАБОТА дает возможность каждому ребенку проявить себя и в тоже время требует взаимодействия между детьми для достижения общей цели.

Разнообразие видов деятельности позволит детям развивать свои литературные, художественные, музыкальные и артистические способности, фантазию и мастерство.

Совместные творческий процесс вызывает необходимость распределять обязанности, договариваться друг с другом, брать на себя ответственность, проявить инициативу или, наоборот, отказываться от чего-то, дает возможность выбрать руководить или подчиняться. Такие уроки позволят всем детям в безопасных условиях (под руководством педагога или психолога) получить опыт делового сотрудничества, попробовать себя в различных ролях и научиться вырабатывать стратегии поведения, т.е. проявлять себя и взаимодействовать, оставаясь разными.


1553354513699640.html
1553403820342971.html
    PR.RU™