Схема 20. Гераклит: космогония

Предыдущая18192021222324252627282930313233Следующая

Гносеология.

Чувства, особенно зрение и слух, полезны в процессе познания, но высшая цель состоит в познании логоса. Оно доступно не всем, хотя все люди разумны. Большинство людей, будучи «по-скотски пресыщено», и не пытается постичь Логос. Мешают постижению Лого­са многознание, доверие к таким учителям, как Гомер и Гесиод. Лишь немногие из людей постигли логос и живут в соответствии с ним.

Судьба учения.

Идеи Гераклита об Огне-Логосе во многом послу­жили основой учения стоиков. Идеи диалектики стали привлекать серь­езное внимание только начиная с эпохи Возрождения, последовательное применение и развитие они нашли в философии Гегеля и марксизме.

Известны три варианта описания космогенеза (процесса образова­ния космоса) у Гераклита.

Пифагореизм

Пифагореизм — это философское течение, основоположником которо­го был Пифагор,дальнейшее же развитие было связано с деятельностью Пифагорейского союза. Возникшее в ранний период развития древнегре­ческой философии, это течение просуществовало до конца античного мира.

Пифагор (Pythagoras)

Биографические сведения.

Пифагор (ок. 580—500 гг. до н.э.) — древнегреческий философ. Родился на о. Са­мос (Иония), долго жил в Египте и Вавилоне, по некото­рым сведениям побывал в Индии, затем переехал в Великую Грецию в г. Кротон, где основал свою школу — Пифагорейский союз, научно-фи­лософское и политическое сообщество. Пифагору приписывается до­казательство «теоремы Пифагора» и превращение математики из эм­пирической в теоретическую науку; также он внес свой вклад в разви­тие астрономии.

От периода эллинизма до нас дошел ряд легенд о Пифагоре, напри­мер, что у него было золотое бедро, что его видели одновременно в двух разных городах, что Пифагор помнил свои предыдущие рождения и его первое воплощение на земле было в виде сына бога Гермеса.

Основные труды.

Не сохранились даже названия.

Философские воззрения. Первоначало.

Пифагора можно считать первым идеалистом Древней Греции, поскольку первоначалом бытия он считает идеальные сущности — числа(имеются в виду целые натураль­ные числа). Пропорции между числами создают мировую гармонию. Со­хранилась легенда о том, как Пифагор пришел к этой идее. Однажды он проходил мимо кузницы и заметил, что неодинаковые по весу молоты, уда-

ряясь о наковальню, издают звуки разной высоты. Эта зависимость может быть выражена числами, следовательно, «число владеет вещами».

Числа связаны с геометрическими фигурами (тройка — с треуголь­ником, четверка — с четырехугольником и т.п.). Пять стихий, из кото­рых состоят все материальные тела, тоже связаны с числами. Так, Зем­ля состоит из частиц кубической формы, Огонь — из тетраэдров (четы­рехгранных пирамид), Воздух — из октаэдров (восьмигранников), Вода — икосаэдров (двадцатигранников). В философии Пифагора по­является представление о пятой стихии (которой не было в мифоло­гии) — Эфире; частицы Эфира — додекаэдры (двенадцатигранники).



Пифагор вслед за орфиками верил в переселение душ(метемпсихоз).

Космология. В центре мира находится Земля (геоцентризм), все не­бесные тела движутся в Эфире вокруг Земли. Каждая планета, двигаясь в Эфире, производит монотонный звук определенной высоты, совместно эти звуки создают мелодию («музыку небесных сфер»), которую могут слышать люди с особо тонким слухом, например, как Пифагор.

Пифагорейский союз

Таблица 20. Пифагорейский союз: периоды развития

Период Время Основные представители
Ранний VI—IV вв. до н.э. Гиппас, Алкмеон
Средний (эллинистический) IV—I вв. до н.э. Филолай
Поздний (неопифагореизм) I—III вв. н.э. Нумений

Пифагорейский союз, созданный Пифагором, был научно-философ­ской школой и политическим объединением. Это была закрытая орга­низация, а учение его — тайным.

В него принимали только свободных людей, причем и мужчин, и женщин, но только тех, кто прошел многолетнюю проверку и подготов­ку (в том числе испытание длительным молчанием). Имущество у пи­фагорейцев было общим. Существовали многочисленные требования к образу жизни, ограничения в еде и т.п. Пифагорейцы стремились к по­беде над низменными страстями, высоко ценили дружбу.

У пифагорейцев много время уделялось психотренингу, развитию памяти и умственных способностей. Важнейшее место в их жизни за­нимали занятия наукой.

Политические воззрения пифагорейцев не вполне ясны, скорее всего, они были сторонниками аристократических форм правления. По некоторым сведениям, пифагорейцам раннего периода удалось прийти к власти в г. Кротоне и других городах Великой Греции. Но когда они собрались в Кротоне на свой съезд, враги окружили их и сожгли.

Философские воззрения пифагорейцев весьма разнообразны. Об­щим для большинства из них является понимание числа как первоос­новы мира. Для многих пифагорейцев характерна мистика чисел.

На пифагореизм среднего и позднего периодов большое влияние оказала философия Платона. В свою очередь, неопифагореизм оказал значительное влияние на неоплатонизм.

Судьба учения. Через неоплатонизм пифагореизм оказал опре­деленное влияние на всю последующую европейскую философию, ба­зирующуюся на платонизме. Кроме того, пифагорейская мистика чи­сел повлияла на каббалу, натурфилософию и различные мистические течения.


1549172172445142.html
1549210373201504.html
    PR.RU™